Такая инициатива поступила от Аскара Садыкова. По мнению мажилисмена, целесообразнее вернуться к традиционной маркировке штрих-кодами.

Введение цифровой маркировки создает дополнительную нагрузку на отечественных производителей. Им приходится закупать новое оборудование, вести дополнительный учет, открывая для этого новые вакансии.

Цифровая маркировка предполагает внесение дополнительного платежа за каждую единицу товара. Причем средства поступают не в казну, а на баланс частной организации – оператора, которая является дочкой «Казахтелекома».

Кроме того, Аскар Садыков отметил, что бизнесу предлагается вступить в ассоциацию при этой компании, чтобы сделать процесс цифровой маркировки проще. За вступление придется уплачивать обязательные взносы.

Также много вопросов вызывает программа, которая будет использоваться для учета. Она разработана за рубежом. Таким образом информация о казахстанских товарах будет передаваться иностранным частным и юридическим лицам.

Мажилисмен отметил, что главная цель введения маркировки – борьба с контрафактом. Однако нововведение не коснулось категорию товаров, которые подделывают чаще всего: крепкий алкоголь. Ранее было принято решение использовать электронную маркировку для обуви. Как результат цены на эту категорию товаров выросли более чем на 20 %. Ожидается, что летом начнут таким образом маркировать лекарства, от чего они станут дороже на 30 %.

Помимо повышения цен, обязательная цифровая маркировка товаров народного потребления приведет к закрытию малых отечественных предприятий. Они не справятся с дополнительной нагрузкой, и с большой долей вероятности их вытеснят крупные российские сети.