Банковский омбудсмен работает в Республике Казахстан с июля 2011 года и выступает посредником по урегулированию конфликтов, связанных с ипотеками. Его обязанности, права и функции описаны в Законе РК о банковской деятельности. В настоящее время эти функции выполняет Нурпеисов Дархан Кадырбаевич.

Банковский омбудсмен – кто это

Bank ombudsman – физическое лицо, назначенное на эту должность советом представителей. Он урегулирует споры и конфликты между клиентами банка, выплачивающими ипотеку, и кредитными организациями. В его обязанности входит достижение компромиссного решения в досудебном порядке.

Финансовый омбудсмен не принимает заявления:

  • которые уже рассматриваются судом или по ним вынесено законное определение;
  • если заемщик не предоставил документы, подтверждающие, что он пытался урегулировать спор с банком самостоятельно;
  • повторно, если не возникло новых факторов, меняющих ситуацию;
  • если сумма долга по ипотеке превышает 20 000 МРП.

С декабря 2024 года планируется расширить перечень функций омбудсмена, после чего он сможет рассматривать споры по потребительским кредитам.

Руководство и структура организации Банковский омбудсман

В настоящее время обязанности финансового омбудсмена выполняет Нурпеисов Дархан Кадырбаевич.

Дархан Нурпеисов - банковский омбудсман
Дархан Нурпеисов — банковский омбудсман

Имеет высшее юридическое образование (окончил КазНУ им. аль-Фараби), степень доктора наук, магистра МВА. Работал в банковской сфере, занимался преподаванием. На должность омбудсмена выбран Советом представителей в 2023 году.

Какие цели и задачи Банковский омбудсман ставит перед собой

Основная цель финансового уполномоченного — досудебное разрешение споров между ипотечными заемщиками и кредитными организациями.

Задачами омбудсмана при рассмотрении заявлений граждан являются:

  • практическая помощь по достижению соглашения;
  • упрощение процедуры решения финансовых споров.

Права и обязанности

Права уполномоченного по банковским вопросам и защите интересов заемщиков:

  • запрашивать и получать информацию, необходимую для разрешения спора;
  • контактировать с руководителями и сотрудниками кредитных организаций, входящих в Совет;
  • участвовать в деятельности международных организаций по защите прав заемщиков;
  • публиковать в СМИ сведения о своей деятельности с целью повышения финансовой грамотности граждан.
Прием граждан - скриншот с официального сайта банковского омбудсмана
Прием граждан — скриншот с официального сайта банковского омбудсмана bank-ombudsman.kz

В обязанности омбудсмена входит:

  • разрешение споров по обращению физических лиц;
  • встречи с заявителями и рекомендации по урегулированию конфликтов;
  • организация работы офиса уполномоченнго по финасовым правам;
  • утверждение внутренних нормативных документов.

Омбудсман не может вносить изменения в договоры ипотечного кредитования.

Законодательные основы работы омбудсмана на территории Республики Казахстан

Деятельность банковского омбудсмена по разрешению споров между банками и заемщиками регламентирована Конституцией Республики Казахстан, а также кодексами и законами.

Кроме того, в своей работе уполномоченный руководствуется внутренними правилами  и Уставом Частного Учреждения «Офис банковского омбудсмана».

Регламент работы

Подать обращение финансовому омбудсмену можно несколькими способами:

  1. При личном обращении в офис. Записаться на прием можно по телефону, электронной почте или скайпу.
  2. Почтовым отправлением.
  3. По электронному адресу, указанному на сайте bank-ombudsman.
Порядок подачи обращения банковскому омбудсману - скриншот с официального сайта
Порядок подачи обращения банковскому омбудсману — скриншот с официального сайта bank-ombudsman.kz

Обращения граждан регистрируются в офисе. К заявлению необходимо приложить пакет документов — личный паспорт, договор ипотеки с графиком погашения и другими приложениями, справку об остатке долга. Если есть ответ банка на обращение, этот документ также нужно приложить.

Рассмотрение обращения и вынесение решения занимает до 2 месяцев.

Какие виды программ рефинансирования предлагает Банковский омбудсман

Для решения спора финансовый уполномоченный может предложить воспользоваться программой рефинансирования ипотечных займов. Она утверждена правлением АРРФР в 2021 году. В документе описаны порядок и условия рефинансирования ипотечных кредитов для граждан РК.

На официальном сайте bank-ombudsman.kz можно найти разъяснения к программе, данные Нацбанком Казахстана.

Обучение финансовой грамотности на сайте

На портале омбудсмена опубликованы обучающие материалы, направленные на повышение финансовой грамотности населения. Здесь можно найти статьи о кредитах и кредитной истории, размещении вкладов, инвестировании и других денежных вопросах. Есть советы, как не стать жертвой мошенников и сохранить свои сбережения, а также как не попасть в долговую яму. Материалы предоставлены на казахском, русском и английском языках.

Контакты

Все контакты омбудсмана:

  1. Физический адрес: Республика Казахстан, A05H8F4, г.Алматы, пр. Н. Назарбаева, 175, оф. 302
  2. Телефоны  +7 (727) 261-22-16, +7 (727) 983-30-16, +7 (708) 983-30-16;
  3. Официальный сайт www.bank-ombudsman.kz
  4. Электронная почта office@bank-ombudsman.kz
  5. Skype: bank_omb