
Банковский омбудсман
Банковский омбудсман работает в Республике Казахстан с июля 2011 года и выступает посредником по урегулированию конфликтов, связанных с займами. Деятельность Омбудсмана регулируется статьей 40-1 Закона о банках. В настоящее время эти функции выполняет Нурпеисов Дархан Кадырбаевич.
Банковский омбудсман – кто это
Банковский омбудсман – физическое лицо, назначенное на эту должность советом представителей. Он урегулирует споры и конфликты между клиентами банка и кредитными организациями. В его обязанности входит достижение компромиссного решения в досудебном порядке.
Финансовый омбудсман не принимает заявления:
- которые уже рассматриваются судом или по ним вынесено законное определение;
- если заемщик не предоставил документы, подтверждающие, что он пытался урегулировать спор с банком самостоятельно;
- повторно, если не возникло новых факторов, меняющих ситуацию;
- если сумма долга превышает 20 000 МРП.
Руководство и структура организации Банковский омбудсман
В настоящее время обязанности финансового омбудсмена выполняет Нурпеисов Дархан Кадырбаевич.

Имеет высшее юридическое образование (окончил КазНУ им. аль-Фараби), степень доктора наук, магистра МВА. Работал в банковской сфере, занимался преподаванием. Омбудсман избран Советом представителей в 2023 году.
Какие цели и задачи Банковский омбудсман ставит перед собой
Основная цель финансового уполномоченного — досудебное разрешение споров между заемщиками и кредитными организациями.
Задачами омбудсмана при рассмотрении заявлений граждан являются:
- практическая помощь по достижению соглашения;
- упрощение процедуры решения финансовых споров.
Права и обязанности
Права уполномоченного по банковским вопросам и защите интересов заемщиков:
- запрашивать и получать информацию, необходимую для разрешения спора;
- контактировать с руководителями и сотрудниками кредитных организаций, входящих в Совет;
- участвовать в деятельности международных организаций по защите прав заемщиков;
- публиковать в СМИ сведения о своей деятельности с целью повышения финансовой грамотности граждан.

В обязанности омбудсмана входит:
- разрешение споров по обращению физических лиц;
- встречи с заявителями и рекомендации по урегулированию конфликтов;
- организация работы офиса уполномоченнго по финасовым правам;
- утверждение внутренних нормативных документов.
Омбудсман не может вносить изменения в договоры ипотечного кредитования.
Законодательные основы работы омбудсмана на территории Республики Казахстан
Деятельность банковского омбудсмана по разрешению споров между банками и заемщиками регламентирована Конституцией Республики Казахстан, а также кодексами и законами.
Кроме того, в своей работе уполномоченный руководствуется внутренними правилами и Уставом Частного Учреждения «Офис банковского омбудсмана».
Регламент работы
Подать обращение финансовому омбудсману можно несколькими способами:
- При личном обращении в офис. Записаться на прием можно по телефону, электронной почте или скайпу.
- Почтовым отправлением.
- Через форму на сайте.

Обращения граждан регистрируются в офисе. К заявлению необходимо приложить пакет документов — личный паспорт, договор займа с графиком погашения и другими приложениями, справку об остатке долга. Если есть ответ банка на обращение, этот документ также нужно приложить.
Рассмотрение обращения и вынесение решения занимает до 2 месяцев.
Какие виды программ рефинансирования предлагает Банковский омбудсман
Для решения спора финансовый уполномоченный может предложить воспользоваться программой рефинансирования займов. Она утверждена правлением АРРФР в 2021 году. В документе описаны порядок и условия рефинансирования кредитов для граждан РК.
На официальном сайте bank-ombudsman.kz можно найти разъяснения к программе, данные Нацбанком Казахстана.
Обучение финансовой грамотности на сайте
На портале омбудсмана опубликованы обучающие материалы, направленные на повышение финансовой грамотности населения. Здесь можно найти статьи о кредитах и кредитной истории, размещении вкладов, инвестировании и других денежных вопросах. Есть советы, как не стать жертвой мошенников и сохранить свои сбережения, а также как не попасть в долговую яму. Материалы предоставлены на казахском, русском и английском языках.
Контакты
Все контакты омбудсмана:
- Физический адрес: Республика Казахстан, г. Алматы, Айманова 124, офис 301, БЦ Golden Time
- Call-центр: +7 771 929 33 33WhatsApp: +7 708 983 30 16
- Официальный сайт www.bank-ombudsman.kz
- Электронная почта office@bank-ombudsman.kz (обращения по электронной почте не принимаются, необходимо направлять их через сайт)
- Skype: bank_omb