В Казахстане ведутся споры относительно того, сможет ли республика диверсифицировать маршруты по экспорту нефти. По мнению экономиста Алмаса Чукина, это маловероятно.

Эксперт рассказал, что в настоящее время более 70 % экспортируемой нефти отправляется через Каспийский трубопроводный консорциум. В прошлом году объем поставок превысил 70 млн тонн. Альтернативные маршруты также были задействованы. Однако по ним на экспорт ушло чуть больше 3 млн тонн углеводородов.

По мнению Чукина, Каспийский трубопроводный консорциум останется основным маршрутом. Для диверсификации путей экспорта есть несколько вариантов, но все они сложно реализуемы. Например, республика может проложить новую магистраль через Азербайджан. Но нужно понимать, что на ее строительство уйдет более 15 лет. Кроме того, такой проект будет слишком дорогим, так как придется прокладывать маршрут не по ровной степи, а в горной местности.

Шанс реализовать собственный нефтепровод по дну Каспийского моря тоже невысок. Дело в том, что это общая зона, пользоваться которой в равной степени имеют все приграничные страны. Иран и России не одобрят такой проект.

Также эксперт отметил, что в целом рассчитывать на серьезное развитие нефтяной отрасли в Казахстане не стоит. Географически основные импортеры находятся слишком далеко, Казахстану будет тяжело организовывать поставки даже с учетом использования Каспийского трубопроводного консорциума.