Клиенты Zaimer.kz стали массово получать уведомления, отправляемые через eGov. В сообщениях говорится, что произошла утечка сведений о заемщиках.
В Комитете персональных данных при Министерстве цифрового развития пояснили, что всем, кто получил такие уведомления, следует отправить в ведомство жалобу. На их основании будет проведена проверка МФО.
Уже сейчас известно, что в общем доступе оказались сведения не только клиентов Zaimer.kz, но также лиц, которые не пользовались услугами компании. Комитету предстоит выяснить, каким образом МФО получила эту информацию.
Сообщается, что база данных клиентов Zaimer.kz, оказавшаяся в открытом доступе, изучается Центром анализа и расследования кибератак. Она состоит из трех файлов. Первые два содержат сведения о клиентах МФО и их паспортных данных – свыше 1,8 млн записей. В них перечислены общие сведения, в том числе ИНН, информация о дате и месте рождения, номер телефона, статус займа.
Больше всего вопросов вызвал третий файл. В нем содержится свыше 4,9 млн записей о потенциальных клиентах. Причем в них, помимо общей информации, имеются данные о детях, размере зарплаты, адреса проживания.
В Министерстве цифрового развития предполагают, что Zaimer.kz вносил сведения незаконно – без согласия пользователей. Сейчас ведется поиск источника этой информации. Не исключено, что компания вносила в третий файл сведения поручителей и данные из старых баз других кредитных организаций.
Такая утечка не только снижает рейтинг Zaimer.kz и создает для нее юридические трудности. Из-за нее под угрозой оказалось множество казахстанцев. Их личные сведения могут быть использованы мошенниками для хищения денежных средств.
Поэтому гражданам, получившим уведомление от eGov, следует готовиться к звонкам подставных работников Нацбанка или силовых структур, рассылкам спам-сообщений с вирусными ссылками и другим проявлениям мошеннических действий. Для сохранения собственной безопасности не стоит отвечать на звонки с неизвестных номеров, вступать в переписку с незнакомыми людьми в соцсетях и мессенджерах.