АРРФР Казахстана внесло коррективы в правила выдачи микрокредитов в интернете.
В настоящее время все операции по получению микрозаймов проходят в личном кабинете клиента МФО на сайте или в мобильном приложении. Согласно новым требованиям, перед тем как запустить работу сайта, мобильного приложения или терминала, МФО должна письменно предупредить об этом контролирующие органы не ранее, чем за 10 дней.
В уведомлении нужно указать:
- название сайта или приложения;
- адрес терминала МФО;
- список услуг, которые можно получить таким образом;
- сведения о мерах безопасности и защиты данных клиентов от несанкционированного доступа с приложением пакета документов.
МФО также обязано предупреждать контролирующие органы обо всех изменениях в работе.
Чтобы получить микрозайм в МФО, гражданин должен указать в личном кабинете:
- свои персональные данные;
- номер и дату выдачи паспорта или иного подтверждающего личность документа;
- номер мобильного телефона;
- ИИН;
- фото лица на светлом фоне в анфас.
После заполнения формы регистрации МФО должно проверить предоставленную информацию. Клиент должен пройти аутентификацию минимум 2 способами:
- с помощью биометрических данных;
- электронной цифровой подписью;
- методами двухфакторной идентификации.
Последний вариант включает ввод кодового слова или пароля, а также сверку лица клиента с фото в документе. В дальнейшем доступ к личному кабинету будет происходить с помощью одноразовых паролей или других аутентификационных методов.
В личном кабинете клиенту доступны:
- подача заявки на получение микрозайма;
- сведения об МФО – адрес, контактные телефоны, сведения о руководителе, номер лицензии и пр.;
- образец договора о предоставлении займа;
- информация о ходе рассмотрения заявки;
- данные об имеющейся задолженности и сроках погашения, сделанных платежах, начисленных штрафах и пр;
- варианты погашения займа;
- форма обратной связи с администрацией МФО.
Перед выдачей микрокредита организация обязана провести тщательную проверку клиента согласно законам РК, а также предоставить ему правдивую и полную информацию об условиях обслуживания. Заемщику должны быть предоставлены на выбор разные варианты погашения долга.
Если законом установлено, что клиент не получил микрокредит, но в МФО за ним числится долг, вопрос решается в судебном порядке. После вынесения судьей решения микрофинансовая компания обязана в течение 15 дней списать имеющуюся задолженность и внести поправки кредитную историю гражданина. Если с клиента ранее были взысканы средства по этой задолженности, они должны быть возвращены.
Если же суд установил вину клиента в получении займа мошенническим путем, кредитная компания вправе требовать погашения долга согласно условиям договора.